Главная » Кормление ребенка

Транспортировка детей к матери на кормление

Передача ребенка матери и первое кормление

руководство ВОЗ Основы ухода за новорожденными и грудное вскармливание, 1997:

Любой специалист, занимающийся приемом родов, должен помнить о том, что новорожденный — личность со своим нейросенсорным поведением, способностью видеть, чувствовать (боль, тепло, холод, ощущать запахи и вкус, плакать счастливо и несчастливо). Помня обо всем этом, мы должны общаться с новорожденным как с личностью.

В нескольких исследованиях было показано, что первые несколько часов после рождения являются для матери совершенно особенным и чувствительным периодом, и именно это период важен для установления уз между матерью и ребенком. Разделение матери и ребенка даже в течение 1 — 2 дней нарушает эту чувствительность и может иметь неблагоприятные последствия на отношение матери к уходу за ребенком и грудному вскармливанию.

После того как ребенка вытерли, его следует завернуть в теплую пеленку для согревания и положить к матери. Она может приложить ребенка к груди, что даст ей возможность наблюдать за ним и прикасаться к нему. В течение 1 5 — 3 0 минут большинство детей начинает искать сосок материнской груди.

Ребенок должен оставаться с матерью столько, сколько она хочет (ночью и днем), безо всякого расписания кормлений; мать должна принимать активное участие в уходе за новорожденным, а это возможно только в том случае, когда мать и ребенок находятся в одной комнате. Как ни горько, но во многих больницах матери и новорожденные находятся в разных комнатах, поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы поменять подход к организации ухода, направив его на содействие раннему грудному вскармливанию и установлению тесных уз между матерью и ребенком.

В некоторых случаях ранний контакт между матерью и ребенком невозможен, потому что либо мать должна восстанавливаться после операции или осложнений, либо ребенку необходим особый уход. В таких случаях период раздельного пребывания должен быть сокращен до минимума. Как только мать почувствует себя лучше или ребенок выздоравливает, матери следует разрешить частые посещения детского отделения, чтобы он могла как можно раньше заботиться о ребенке.

При переводе новорожденного из родильного отделения в детское необходимо помнить об угрозе гипотермии; ребенка следует завернуть в теплое одеяло, и чтобы либо мать, если она в состоянии, либо кто-то из родственников или медсестра на руках перенесли его в другое помещение. Для транспортировки ребенка можно использовать нагретую колыбельку или кувез. Необходимо помнить о принципах тепловой цепочки (см. ниже).

Сразу же после родов здоровый ребенок начинает инстинктивный поиск пищи. В первые пару часов жизни новорожденный бодрствует, он активен и готов к кормлению. Ребенок может быть менее активным, если матери были даны лекарственные препараты во время родов.

Находясь на животе матери, здоровый новорожденный в состоянии подползти к материнской груди. Если ребенку не мешать и не давать успокоительных средств, он сам найдет грудь, как правило, в течение первого часа жизни.

Возбуждение грудного соска стимулирует производство окситоцина в организме женщины, а это, в свою очередь, содействует рождению плаценты.

Некоторые новорожденные бодрствуют у груди первые пару часов после кормления, другие же сразу засыпают и готовы к кормлению только проснувшись. Роды считаются завершенными только после того, как ребенок успешно перейдет от плацентарного кормления к грудному.

Предотвращение потери тепла во время родов: обсушивание, пеленание, взвешивание и кормление грудью.

Концепция тепловой цепочки представляет собой ряд взаимосвязанных процедур, снижающих вероятность гипотермии и способствующих хорошему самочувствию ребенка. Если выпадет какое-либо из звеньев этой цепи, то это повышает вероятность нежелаемого охлаждения новорожденного. Цепочка состоит из следующих звеньев:

проводить соответствующие занятия со всеми людьми, занятыми оказанием ухода во время родов и ухода за ребенком после родов; подготовить место, в котором будут проходить роды: комната должны быть чистой, теплой, без сквозняков;

поверхности, на которые выкладывают ребенка, должны быть чистыми и теплыми;

должны быть наготове полотенца для протирания ребенка и теплые пеленки и одеяла;

немедленно обсушить тело ребенка сразу после рождения;

как можно быстрее после родов завернуть ребенка и передать его матери;

приложить ребенка к материнской груди;

надеть ребенку на голову теплую шапочку;

укрыть мать и ребенка одним одеялом;

при необходимости перевода в другое помещение обеспечить тепло и надежный транспорт.

Если это сделать невозможно, достаточно обсушить ребенка, завернуть и держать его как можно ближе к матери. Комната должна быть теплой. Если У ребенка уже гипотермия, то его уже трудно согреть, и пеленание гипотермиччого ребенка просто будет удерживать его холодным. П о э т о м у не следует допускать охлаждения ребенка.

/ Сборник алгоритмов

Рецензент: зам. главного врача МУЗ ГДКБ №1 по работе с сестринским персоналом Оленева И.Ю.

Редакционный совет: Тюльпанова О.Ю. Коновец Л.Н.

Составители: Фукалова Н.В. Лисихина Н.В.

Сборник алгоритмов сестринской деятельности по дисциплине «Сестринское дело в педиатрии». Учебное пособие для студентов медицинских колледжей и техникумов / Н.В. Фукалова, Н.В. Лисихина –

Красноярск: Красноярский медико-фармацевтический колледж, 2009.

Настоящий сборник содержит информацию о наиболее часто встречающихся манипуляциях в работе медицинских сестер педиатрического профиля.

Рекомендован студентам медицинских колледжей и техникумов, обучающихся по специальности 060109 Сестринское дело, а так же может быть полезен медицинским работникам детских лечебно-профилактических учреждений.

Измерение массы тела (возраст до 2 лет) …………………………………………… .

Измерение массы тела (возраст старше 2 лет) ……………………….……………….

Измерение длины тела (у детей до 1 года) …………………………………….

Измерение длины тела, стоя (дети старше года) …. …………………………….

Измерение окружности грудной клетки …………………………………………..…

Измерение окружности головы …………………………………………………. …

Подготовка матери и ребенка к кормлению грудью ………………………….

Кормление новорожденного через зонд …………………………………………….

Контрольное кормление (взвешивание) …………………………………………….

Измерение температуры тела в паховой складке и подмышечной области ……….

Утренний туалет новорожденного и грудного ребенка (в условиях стационара)…

Утренний туалет новорожденного и грудного ребенка (в домашних условиях)….

Обработка пупочной ранки ……………………………………………………………

Подмывание новорожденного и грудного ребенка ………………………………….

Применение грелок для согревания новорожденного ………………………………

Гигиеническая ванна для грудного ребенка ………………………………………….

Постановка горчичников детям раннего возраста …………………………………..

Методы физического охлаждения …………………………………………………….

Дача кислорода ребенку из кислородной подушки с помощью маски …………….

В современных условиях одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения. Реализация национального проекта «Здоровье» предусматривает обеспечение качественной медицинской помощи населению Российской Федерации, что невозможно осуществить без наличия грамотных высококвалифицированных медицинских работников среднего звена, подготовка которых осуществляется медицинскими колледжами и техникумами в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Одной из основных функций медицинской сестры является функция мотивированного ухода. Известно, что качество работы становится более высоким, если она выполняется осознанно, с мотивацией и обоснованием каждого этапа. Именно этот принцип и положен в основу настоящего пособия.

Данное учебное пособие содержит стандарты профессиональной деятельности медицинских сестер педиатрического профиля.

Учитывая, что основным элементом деятельности среднего медицинского работника является выполнение лечебных, диагностических манипуляций и процедур, в настоящем пособии особое внимание уделяется техническим этапам их выполнения.

Измерение массы тела (возраст до 2 лет).

-оценка адекватности питания ребенка;

-оценка физического развития.

-емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

Обязательное условие: Взвешивать ребенка натощак, в одно и то же время, после акта дефекации.

Поднять подвижную планку ростомера,

предварительно сняв обувь, помочь ребёнку

правильно встать на площадке ростомера:

а) установить 4 точки касания: пятки, ягодицы, межлопаточная область, затылок;

б) расположить голову так, чтобы наружный угол

глаза и козелок уха располагались на одной

в) опустить подвижную планку ростомера

(без надавливания) к голове ребёнка;

г) определить длину тела по нижнему краю планки

(по правой шкале делений).

Примечание: в возрасте 1-3 лет в качестве площадки

ростомера используют его откидную скамеечку, и

отсчёт длины тела проводят по левой шкале делений.

Достижение достоверности результатов

Для поддержки лактации и грудного вскармливания важное значение имеют:

подготовка и обучение супругов в Школе ответственного родительства ;

подготовка к грудному вскармливанию во время беременности;

раннее начало грудного вскармливания — первые 2 часа после рождения ребенка;

контакт кожа к коже после рождения ребенка и во время ухода за ним;

постоянное общее пребывание матери и ребенка после родов и дома;

кормление ребенка по требованию в течение первых недель и месяцев после рождения;

правильное прикладывание ребенка к груди матери;

оптимальное количество жидкости и питания матери во время кормления грудью;

исключительно грудное вскармливание до 6 месяцев с обязательным введением дополнительного питания ребенку в 6 месяцев.

Основная сущность принципов поддержки грудного вскармливания

При условии нормального хода родов и рождения здорового доношенного ребенка в родильном доме осуществляется раннее прикладывание ребенка к груди матери

Новорожденного ребенка выкладывают голеньким на живот матери еще до окончания пульсации пуповины и прикрывают сверху, вместе с матерью, теплыми пеленками. При этом происходит так называемый кожный контакт, который имеет очень важное психологическое и биологическое значение. Ребенок ощущает теплоту и защищенность. Устанавливается очень тонкий механизм психологической связи — тяготения матери и ребенка, который сопровождает их всю жизнь. Во время первого контакта большинство грудных детей в течение 20–60 минут способны отыскать и охватить сосок с ареолой материнской груди без внешней помощи. Можно помочь грудному ребенку, стимулируя поисковые движения губ и головы легким прикосновением к коже возле ротика ребенка и ориентируя его на сосок материнской груди. В таком положении (возле груди матери) ребенок может находиться не менее 2-х часов. При этом соблюдают все процедуры тепловой цепочки :

теплая родильная комната, а не родильный зал;

контакт с ребенком кожа к коже ;

обеспечение раннего прикладывания ребенка к груди и грудного вскармливания;

одевание грудного ребенка в чистые теплые ползунки, распашонку, шапочку, носки;

накрывание вместе с матерью теплой простыней или одеялом и транспортировка в палату в теплых условиях.

Необходимо обеспечивать круглосуточное общее пребывание матери и грудного ребенка в палате, участие матери или членов семьи в осуществлении ухода за ребенком. Доказано, что реализация этого принципа дает ряд преимуществ:

уменьшается уровень послеродовых осложнений у матерей;

снижается уровень гнойно-септических инфекций у грудных детей;

обеспечивается надежная профилактика маститов у кормящих матерей;

экономическое и социальное преимущества — отсутствует необходимость покупать молочные смеси, бутылки, соски;

улучшается психоэмоциональное состояние семьи и общества;

снижается вероятность того, что мать оставит или обидит ребенка.

Грудное молоко является идеальным пищевым продуктом, созданным самой природой, и единственной системой иммунологической защиты организма ребенка грудного возраста.

Ребенок должен питаться только материнским молоком до 6 месяцев жизни, за исключением случаев, обусловленных медицинскими и социальными показаниями. При этом должно происходить нормальное ежемесячное увеличение его массы тела, и до 6 месяцев его начальная (при рождении) масса тела должна удвоиться. Рекомендовано продолжение грудного вскармливания до 1 года и более со своевременным введением прикорма. В женском молоке содержатся в необходимом количестве и соотношении основные пищевые ингредиенты: белки, жиры, углеводы и минеральные соли. Белок материнского молока свой, а не чужеродный, поэтому к нему не развивается аллергия (в отличие от белка коровьего молока, который является наибольшим аллергеном для ребенка раннего возраста).

В материнском молоке содержатся следующие вещества:

все незаменимые аминокислоты + аминокислота таурин (обеспечивает развитие, созревание нервной системы и органа зрения). В материнском молоке преобладают альбумины — белки небольших размеров, которые быстро перевариваются (казеин — белок больших размеров, которому необходимо большее количество ферментов для переваривания);

гормоны, ферменты, нуклеотиды, иммунные факторы (иммуноглобулины, лизоцим, лактопероксидаза, лактоферин,бифидус- и антистафилококковый фактор; иммунокомпетентные клетки — фагоциты и лимфоциты);

жизненно необходимые полиненасыщенные жирные кислоты (линолевая, линоленовая, арахидоновая), которые обеспечивают стойкость мембран клеток организма. Особенно это важно для формирования кожи и слизистых оболочек грудных детей, которые рано контактируют с внешним миром и его неблагоприятными влияниями;

витамины А, Е, К и D (важны для роста и развития ребенка);

бета-лактоза, которая способствует росту и развитию нормальной кишечной флоры ребенка (бифидофлоры), что защищает ее от дисбактериоза;

минеральные вещества — кальций и фосфор, которые находятся в физиологическом соотношении 2:1 и обеспечивают вместе с витамином D нормальный минеральный обмен в организме ребенка и профилактику рахита.

Источники: http://www.rusmedserver.ru/neonatalogia/32.html, http://www.studfiles.ru/preview/2143039/, http://www.socreklama.org/proekty/vskarvlivanie/116_2.php

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения