Главная » Ребенку 3 месяца

Речь ребенка 2 года 3 месяца

Речь ребенка в 2 года

Педагог-новатор прошлого столетия – Лысенкова Софья Николаевна – говорила, что развитие каждого ребенка очень индивидуально. Она приводила яркое образное сравнение с помидорами: посаженные в одинаковых условиях плоды все равно созревают каждый в свой срок. И никто даже и не думает ругать овощи за то, что они спеют медленно.

Вашему малышу исполнилось 24 месяца! Какими особенностями должна обладать речь ребенка в 2 года? Такой вопрос особенно волнует родителей, которые воспитывают первенца. Соответствует ли его развитие принятым нормам, нет ли отклонений? Что является вариантом нормы, а когда необходима срочная помощь специалиста? Давайте разбираться постепенно.

Речьребенка в 2 года, норма или отклонение

По мнению педиатров, неврологов и логопедов, ребенок, возраст которого 2 года, должен:

  • произносить до 200-300 слов;
  • связывать слова в короткие предложения;
  • говорить о себе, используя личное местоимение я;
  • выполнять просьбы взрослых: принести игрушку, выкинуть бумажку в ведро и т.п.;
  • уметь здороваться и прощаться хотя бы символически;
  • показывать изображение называемых предметов в книжке;
  • понимать речь взрослых и отвечать на вопросы.

Умеет ли все это ваш ребенок? Не торопитесь пугаться и бежать к врачам! Давайте подробнее расскажем, что скрывается за каждым пунктом.

Во-первых, возраст 2 года включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. Сами понимаете, что за промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

Во-вторых, не ждите от любимого чада, что в 2 года он будет произносить слова индивидуальный, наука, здание. Словарный запас малыша, скорее всего, будет состоять из таких слов, как мама, баба, киса, я, там, на, да, ням-ням, мяу, вава.

В-третьих, редко какие родители услышат в 2 года от своего ребенка предложения Я отправляюсь на прогулку. Ваш малыш может сказать Киса ням-ням. И это уже предложение, построенное по правилам русской грамматики.

В-четвертых, умение здороваться и прощаться – обычно дети выбегают в коридор и подставляют лобик для поцелуя или дают ладошку для пожатия, когда слышат, что кто-то пришел. При расставании осознанно машут рукой. Как правило, детей и просить об этом не нужно.

Норма – усредненные требования вообще, как понятие средняя температура по больнице 37,2. У одного пациента в данный момент термометр будет показывать 39, а у другого – 35,9. Так и речевое развитие ребенка в 2 года.

Какразвивать речь ребенка в 2 года

Если же ваше родительское сердце обеспокоено, что ребенок в возрасте 2-ух лет совсем мало говорит, помогите ему! Известно, что богатство речи и развитие мелкой моторики рук взаимозависимы. Занимайтесь лепкой вместе, используя пластилин, соленое тесто или специальную безвредную массу – берите при этом ручки малыша в свои и раскатывайте колбаски, сминайте блинчики, рассказывая при этом, что делаете в данный момент.

Смотри, какой красивый желтый цвет у пластилина! Мы сейчас возьмем с тобой кусочек, разомнем его, покатаем вот так ладошкой и прилепим на белую бумагу. Какое замечательное солнышко мы сделали с тобой! А что еще желтого цвета? Да, цыпленок! Как цыпленок пищит? Пи-пи. Вот и его мы сейчас слепим с тобой!

В такой теплой атмосфере, когда создается телесный контакт между мамой и ребенком, ручки разогреваются, малыш лучше запоминает слова.

Вы можете даже просто крепить к пластилину пуговицы, гречку, рис или бобовые: горох, фасоль.

Существует множество приемов, как развивать мелкую моторику рук. Также никто не отменял знаменитую Сороку-сороку, Ладушки и другие пальчиковые игры, которые придумываются легко. Читайте с ребенком сказки, стихи, обязательно пойте ему песни, не стесняясь того, что вас на уроках музыки просили помолчать! Пока вы для малыша – весь мир. Вот и станьте королевой!

Говорите с детьми! Вы же общаетесь с подругами, мужем, мамой. Пусть ваше общение с ребенком будет естественным, без сюсюканья и заискивания.

Редкий ребенок в полтора года говорит предложениями, состоящими из 4-х слов, поэтому ждите, когда ваш помидор созреет, не забывая за ним ухаживать.

Повод обратиться к врачу

Если ваш малыш упорно молчит, эмоционально скуден, не реагирует даже на резкие звуки, то срочно к врачу. Обычно такое состояние ребенка заставляет тревожиться родителей еще в более раннем возрасте и начинать принимать меры. Но даже если ваше чадо отличается от других, любите его со всей силой материнских чувств, которые исцеляют самые тяжкие детские недуги!

Проект о развитии речи детей от 0 до 7 лет, эффективные речевые игры, тематические недели, советы логопеда

Развитие речи у ребенка

Детский и семейный психотерапевт

Когда ребенок начинает говорить? Дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть малыши, которые уже в 10–11 месяцев говорят до15 слов, а бывают случаи, когда и в 2,5 года упорно молчат, несмотря на нормальное психическое развитие.

Уже не раз психологи пытались точно установить, сколько слов должны знать дети определенного возраста. Однако все эти попытки пока ни к чему не привели, потому что малыши в возрасте от года до двух лет слишком отличаются друг от друга. Шарлотта Бюллер, детский психолог, доктор философии, подсчитала минимальный и максимальный словарь для каждого возраста. Оказалось, что между этими величинами существуют огромные различия. По ее подсчетам, в год и три месяца словарный запас ребенка колеблется от 0 до 232 слов.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (ребенок понимает смысл слов, но не может воспроизвести их сам) и активное. Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную.

Приблизительные сроки формирования речи:

1-2 месяца — появляется гуление. Гуление —это протяжные негромкие певучие звуки или слоги: а-а-а-а , га-а , гу-у-у , а-гу .

2-3 месяца — продолжается гуление. Ребенок произносит разные слоги: гу, ши, бу, зы и другие.

4 месяца — появляется смех и повизгивание. Звуки похожи на: аль-ле-е-лы-aгы.

5 месяцев — малыш «поет», меняя интонацию голоса.

6 месяцев — как правило, ребенок начинает понимать речь взрослого, реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Появляется лепет. Лепет представляет собой пропевание слогов типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п. С помощью лепета ребёнок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса.

7–8-м месяц — малыш понимает многие слова. Он говорит слоги: ба-ба. да-да-да и звуки звуки: п, б, м, г, к, э, а. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый. Ищет предметы глазами.

С 8 месяцев дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с собственными движениями.

Могут произносить слова, состоящие из двух-трех открытых слогов (ля-ля, та-та, ку-ка и др.), подражают звукам (би-би, гав-гав, пи-пи и др.). Знают названия некоторых предметов. Понимают простые инструкции: принеси игрушку, дай ручку. На этом этапе их речь скорее «пассивна».

У некоторых детей период развития пассивной речи очень сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, понимая все, что говорят ему взрослые и даже хорошо выполняя их простые инструкции (дай, сядь, возьми), не произносить ни одного слова — либо вообще молчит, либо объясняется со взрослым с помощью лепетного говорения.

Бывает так, что дети, упорно молчащие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто стал произносить первые слова уже в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребенка — всего два-три слова. Если он понимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно он заговорит.

Первое слово малыша совсем не обязательно должно быть похоже на обычное «взрослое» слово. Достаточно, чтобы это был такой набор звуков, который в речи ребенка обозначает конкретный предмет, человека или явление (например, «мо» вместо «молоко», «да» вместо «дай», «кря» вместо «утка», «ко» вместо «кошка» и т. д.). В логопедии такие полуслова считают полноценными словами.

Наталия Пятибратова, логопед-дефектолог, Монтессори-педагог

Человек – не компьютер. Не существует строгих норм по количеству слов в тот или иной период его развития, как и нельзя с точностью до недели ожидать, когда малыш начнет ходить или собирать пирамидку. В логопедии существует лишь приблизительное количество слов – тот минимум, на который мама может ориентироваться. Так, первые узнаваемые слова могут не появляться до 1 года, а с года до 1 года 4 месяцев достаточно, чтобы малыш использовал в речи 3-4 слова. Многие мамы, услышав про завышенную планку по количеству слов (10-20 в 1 годик), пугаются, не учитывая, что словом является и лепет, относящийся к предмету или явлению. Так или иначе, этот подход довольно узок, поскольку оценивая речь крохи, необходимо обращать внимание и на объем понимания обращенной речи, и на эмоциональность и любознательность малыша, и на речевую активность, которая может проявляться безостановочным лепетом, мычанием, вокализациями.

Добрый вечер. Что ж давайте упорядочим
Первое направление. Активизация речи (от подражания к самостоятельному использованию)
1. Взрослый использует все слова ребенка в сочетании с полным словом. Например, смотри, какая собачка ав-ав-ав.
2. Подбираем картинки на те слова, которые говорит ребенок, рассматривает вместе с малышом, просит назвать. Пусть слов и картинок мало, но должны быть только те, которые говорит мальчик.
3. Лепетухи переводим в слова. То есть полные слова сопровождаете звукоподражаниями из репертуара Матвея. Например, бежит мышка уи-уи , стучит барабан ба-ба-ба , Мишка упал бах! .
4. Стимулируем слова: папа, мама, баба. Здесь подробнее. Как вам кажется, почему Матвей называет собаку, а членов семьи - нет. Кстати, это обычная картина. Скорее всего, это происходит потому что вы многократно, например во время прогулки обращали внимание мальчика собаку и показывали, как она лает. А вот по поводу членов семьи - один два раза в день. Пробуем поиграть в прятки с папой. Итак, папа прячется, вы, говорите Позови папу , делаете паузу, если Матвей его не зовет, зовете сами, папа появляется и делает что-то привлекательное для Матвея ( щекочет, подкидывает итд).

Второе направление. направлено на развитие имитации.
1. У Матвея имитация хорошая, поэтому просто прибавляем несколько новых потешек. Например:
Ручками похлопаем хлоп-хлоп-хлоп
Ножками потопаем топ-топ-топ
Ручки опускаем
ручки поднимаем, как птички мы летаем
2. У более старших детей можно использовать пальчиковую гимнастику. С Матвеем поиграть в имитацию простых движений рук (стучим по столу кулачком, хлопаем ладонью, клюем, как курочка, бегаем, как мышка) Все это с речевым сопровождением, например,тук-тук, шлеп-шлеп и тд)
3. У старших детей - артикуляционная гимнастика. С Матвеем тоже потешки, но уже направленные на привлечение внимания к лицу:
Стенка, стенка (трогаете щеки)
Потолок (лоб)
Две ступеньки (подбородок, над верхней губой)
И звонок, дзынь! (нажать на нос).
И еще:
Головка кивает да-да-да
глазки моргают раз-и-два
носик нюхает вдох---------а
ротик кушает ам-ам-ам
Подбородок прыгает прыг-прыг-прыг
А мышонок серенький в норку -шмыг! (пощекотать и сказать: уи-уи-уи)

Дополнительно можно делать массаж лица и рук.

Вот пока все. Пишите, что непонятно и как получается.

Уважаемая Татьяна! Я не говорила ограничивать слова/картинки, которые вы даете ребенку на ПОНИМАНИЕ речи.
Подбираем картинки на те слова, которые ГОВОРИТ ребенок. Если вы помните, речь шла о собственной речи мальчика.
В этот набор картинок, которые мы просим мальчика НАЗВАТЬ, в вашем случае сначала входят только два слова (кошка, собака), затем прибавляются другие, например мышка, барабан, фотографии ваши и мужа и тд.
Еще раз: мы обсуждаем с вами только экспрессивную речь, пониманием речи вы занимаетесь сами, как привычно вам и интересно ребенку.

--- Научился в первый же день и сразу потерял интерес. Теперь делает, но без энтузиазма. С бОльшим удовольствием делает это под музыку.

А что это мальчик делает под музыку?
Учить надо не только движения, смысл в сочетании слов-звукоподражаний с движениями. Цитирую себя:

Все это с речевым сопровождением,

А под музыку - какие звуки вы ему предлагаете для подражания? Или он просто делает движения руками?
Ничего плохого в этом нет, продолжайте, конечно, но речь шла о стимуляции речи, для которой используются потешки и др. игры, где движения сочетаются с простыми словами, звуками, слогами.


А что это мальчик делает под музыку?
Учить надо не только движения, смысл в сочетании слов-звукоподражаний с движениями. Цитирую себя: А под музыку - какие звуки вы ему предлагаете для подражания? Или он просто делает движения руками?
Ничего плохого в этом нет, продолжайте, конечно, но речь шла о стимуляции речи, для которой используются потешки и др. игры, где движения сочетаются с простыми словами, звуками, слогами.

Топает, хлопает, но сам ничего не говорит. И, вообще, после того, как повторил первые несколько раз, особо повторять больше не хочет, не интересно.

Пробовали играть в прятки. Ищет папу, показывает пальцем, но не зовет.

Приехал на машине сосед по даче. Ребенок увидел его и сказал: Дядя . На нашу удивленную просьбу повторить: Кто это? Сказал еще раз: Дядя . Далее потерял к дяде интерес и занялся своими делами. Повторять сказанное еще отказался.

Оказался заблокированным мамой и дедушкой на стуле с двух сторон. Попытки выбраться через них не получились. А выбраться очень хотелось. Чтобы попасть со стула на волю предпринял обманный маневр. Встал, протянул руки к проходящей мимо бабушке и четко сказал: Баба . Та, естественно весьма удивилась такому обращению и от счастья тутже его взяла на руки, откуда он тут же попал на волю.
Но больше он к бабушке не обращался.

В журнале указывает на женщин и говорит: Ётя или ятя .

Когда залезает на лестницу или на ступеньки, то каждая преодоленная ступенька сопровождается усердным ысь .

Но на все просьбы назвать что-то или кого-то, не реагирует, а предпочитает указывать пальцем. В общем, произносит какие-либо звуки слоги только тогда, когда ну очень ему нужно.

Источники: http://rechrebenka.ru/rech-rebenka-v-2-goda/, http://mama.ru/articles/kogda-rebenok-nachinaet-govorit, http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=40214

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения