Главная » Заболевания детей

Детские заболевания встречающиеся у детей с овз

Дети с ОВЗ - что это такое?

Состояние здоровья некоторых детей препятствует возможностям их обучения без использования специальных программ, а также особых условий. Разберемся с понятием «дети с ОВЗ»: что это такое и как жить с таким диагнозом.

Это понятие подразумевает, что ребенок имеет какие-либо отклонения в своем развитии, которые носят временный или постоянный характер. При правильном подходе к воспитанию и обучению, можно корректировать состояние ребенка, полностью или частично исправить дефекты.

Дети с ОВЗ - классификация

Специалисты делят ребят на несколько групп с:

Выбор обучающей программы зависит от того, к какой категории детей с ОВЗ относится конкретный ребенок.

Чтобы избежать усугубления проблем со здоровьем, нужно как можно раньше начать развитие малыша. Можно назвать некоторые факторы, от которых зависит то, как будет проходит развитие ребенка:

  • категория нарушения;
  • условия жизни;
  • срок возникновения патологии, а также ее степень.

Малыши, которые имеют какие-либо отклонения, также нуждаются в посещении дошкольных учреждений, как и здоровые ребята. Существуют детские сады со специализированными или же комбинированными группами. Значительная часть детей, посещающих их, испытывают сложности в привыкании к новой обстановке, режиму. Со стороны крохи возможны неадекватные реакции. Это сложный период для всей семьи. Однако посещение ДОУ - важная часть социализации детей с ОВЗ.

Для облегчения адаптационного периода, должна быть налажена совместная работа педагогического коллектива и родителей. Для мам будут полезны такие рекомендации:

  • необходимо регулярно общаться с воспитателями для обмена информацией о потребностях малыша, особенностях его поведения;
  • желательно домашнее питание максимально приблизить к меню детсада, чтобы избежать проблем с кормлением в садике;
  • в выходные дни следует придерживаться того режима дня, который принят в ДОУ;
  • важно прививать малышу навыки самостоятельности и самообслуживания;
  • не следует проявлять чрезмерную опеку, несмотря на наличие нарушений.

Дети с ОВЗ в детском саду получают возможность развиваться. Их обучением занимаются специалисты, которые владеют специальными коррекционными методиками, знают особенности работы с такими малышами.

Обучение в школе является важным условием социализации ребенка, помогает раскрыть потенциал. Всё это в будущем отражается на самореализации и участии в общественной жизни.

Работа с детьми с ОВЗ в школе предполагает свои особенности. При обучении ребят эффективно используются такие приемы:

  • разнообразные игры;
  • тренинги, направленные на развитие коммуникативных способностей;
  • специальная гимнастика, которая способствует снятию спазмов в области лица, кистях и других частях тела.

Обучающий материал должен быть с одной стороны доступным, но с другой – нельзя подавать его в сильно упрощенном виде.

Нельзя пренебрегать занятиями спортом для таких ребят. Умеренные нагрузки улучшают физическое состояние и здоровье, способствуют умственному развитию. Программа тренировок должна быть подобрана специалистом и контролироваться им.

Комплексная работа педколлектива и семьи способна дать высокий результат в развитии детей с ограниченными возможностями.

Дети с ОВЗ

Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Понятие и классификация

Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение дети с ОВЗ подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

  • с нарушением слуха;
  • с дисфункцией речи;
  • с патологией опорно-двигательного аппарата;
  • с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
  • с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
  • дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Для каждой категории детей с ОВЗ предусмотрены специальные коррекционные схемы обучения. В результате таких программ ребенок может полностью избавиться от своего дефекта или хотя бы сгладить его проявления и развить компенсаторные механизмы адаптации.

Способы адаптации при ОВЗ

На развитие ребенка непосредственное влияние оказывает вид нарушения, степень выраженности его проявления, время, когда манифестировал дефект, окружающие условия, социальная и педагогическая среда жизни. Работа с детьми с ОВЗ подразумевает кропотливый труд. Ведь такому ребенку нужно уделять значительно больше внимания, чем без нарушения развития. При каждом варианте дефектов в развитии подбирается своя обучающая программа. Но в целом их основные аспекты совпадают.

Основные принципы обучения детей с ОВЗ перечислены ниже:

  1. Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.
  2. Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.
  3. Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.
  4. Принцип психологической безопасности.

На начальном этапе образования важно вызвать интерес, готовность и способность к сотрудничеству с преподавателем, умение выполнять задания. А целью обучения в средней школе уже будет формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, а также - выявить творческие способности. В результате обучения детей с ОВЗ нарушения одного из анализаторов замещаются более сильной и чуткой работой других. Хорошим примером этого является то, как у ребенка с нарушением зрения активизируются компенсаторные механизмы и интенсивно развивается осязание, слух, обоняние.

Стоит отметить важность семейного воспитания детей с ОВЗ, ведь в кругу родственников проходит большая часть жизни малыша. Целенаправленные действия родителей могут существенно повлиять на его жизнедеятельность. Ведь если они точно знают, чего хотят добиться, то можно рассчитывать на успех. В семье происходит процесс становления ребенка, как части общества, формирование общественных ценностей, навыков общения. Необходимо помнить, что конфликтные ситуации и любые проявления агрессии приведут к противоположному результату и весьма негативно повлияют на и так неокрепшую психику малыша. Таким образом, семья играет основную роль в становлении личности .

Коррекция физических отклонений у детей с ОВЗ

Автор: Кузнецова Надежда Вячеславовна

Организация: МАДОУ «ЦРР-детский сад №137»

Населенный пункт: Пермская область, г. Пермь

В своём сообщении я хочу поделиться опытом работы по коррекции физических отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Я работаю с детьми с нарушением психического и интеллектуального развития. Но к ОВЗ относят и речевое недоразвитие, различные опорно-двигательные нарушения, соматические заболевания, которые могут встречаться и в массовых детских садах, но не в таких грубых проявлениях, как в коррекционных группах. Это я наблюдала, когда работала инструктором по физической культуре в массовом детском саду.

У детей с ограниченными возможностями здоровья чаще всего встречаются физические отклонения. Из-за физических отклонений, нарушений неврологического статуса (здесь имеются в виду синдромы двигательных нарушений) невозможно сформировать устойчивый качественный двигательный навык. Двигательный акт осуществляется только в том случае, если из двигательной области коры импульс беспрепятственно проводится к мышце. Если у детей синдромы двигательных нарушений, то могут наблюдаться нарушения на уровне коры головного мозга, различные парезы, снижение сухожильных рефлексов, отсюда синкинезии, слабость мышечного тонуса, и в дальнейшем могут возникнуть проблемы в изодеятельности (слабая штриховка, слабость мышц рук) и естественно при выполнении основных движений. К физическим отклонениям относятся: несогласованность движений рук и ног; шаркающая походка; семенящий шаг; полусогнутые ноги; ходьба на носочках; голова опущена вниз, смотрит под ноги, корпус наклонен вперёд, помимо всего нарушены осанка и плоскостопие.

Эти нарушения вы можете встретить и у детей в массовых садах.

Все вы слышали о синкенезиях. Что такое синкинезия?

В прямом переводе- это непроизвольное сопутствующее движение, возникающее только при произвольных движениях, движение это ненужное, лишнее при формировании двигательного навыка, например: ребёнок поднимает руки вверх и туда отправляет наклон головы, хотя это делать не нужно и т.д. (Особенно синкинезии наблюдаются в речевой мускулатуре). Работая с детьми с нормой, педагоги, наверное, также встречались с такой проблемой. Встаёт вопрос? Как проводить коррекционную работу, если у детей есть физические отклонения.

В начале учебного года я составляю паспорт здоровья детей своей группы, изучаю состояние Ц.Н.С. всех анализаторов (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), а также наличие соматических и хронических заболеваний, определяю, вместе с медиком группу здоровья. Собираю анамнез и катамнез. Далее распределяю детей по оздоровительным маршрутам, их 3.

Оздоровительный маршрут помогает мне осуществлять индивидуальный подход во время любого вида деятельности, определить объём физической нагрузки, использовать эффективные приёмы и методы.

Как составить оздоровительный маршрут, как использовать его в процессе работы?

В нашей группе 9 инвалидов. Коррекционная работа ведётся по 3 оздоровительным маршрутам..

Содержание каждого маршрута включает в себя:

-группу здоровья ребёнка;

-наличие хронических заболеваний:

-уровень эмоционально-волевой сферы;

Дети, относящиеся к 1 оздоровительному маршруту выполняют в основном весь объём нагрузки, для детей со 2 оздоровительным маршрутом уменьшаю объём нагрузки и использую пошаговую методику подачи материала, а дети 3 оздоровительного маршрута требуют индивидуальной работы, у вас таких нет.

Например: при беге или прыжках, дети 2 маршрута выполняют уменьшенный объём нагрузки, а дети 3 маршрута выполняют часть нагрузки, а затем, я, задев ребёнка по плечу. предлагаю отойти в сторону. Дети же 1 оздоровительного маршрута выполняют весь объём необходимой нагрузки.

Далее составляю план коррекционной работы на месяц, нахожу данному виду работы в режиме дня.

Провожу 3 раза в неделю по 1-2 упражнения в день.

В течение недели все дети охвачены ИКР.

Я хочу предложить вашему вниманию такие виды упражнений на коррекцию различных физических отклонений:

-шаркающая походка, при ходьбе голова опущена вниз, ходит на носочках; Такие дефекты встречаются сплошь и рядом. Коррекционная работа:

-ходьба с высоким подниманием колена через препятствия и постановка ноги на всю ступню.

-ходьба по следам (если отклонения более сложные, вы можете использовать сопряжённый приём, то есть нога ребёнка на ноге педагога, рука в руке и в такой позе двигаться вместе с ребёнком, он должен почувствовать движение, чтобы потом его повторить.)

-ползать на четвереньках, попеременно переставляя руки и ноги.

Необходима во всём похвала и эмоциональная оценка, которая стимулирует ребёнка.

У ребёнка несогласованность движений рук и ног, семенящий шаг, нарушена осанка. плоскостопие.

Более эффективными являются следующие упражнения:

-ползаем как кошечки;

-ходим по массажной дорожке

-катаем массажные мячики ногами;

-перекаты со спины на живот и обратно (очень эффективное упражнение)

-движение лёжа на спине (велосипед, жуки)

-катание мяча друг другу, лёжа на животе;

-ходьба с мячом, зажатым между ногами и др.

У детей различные синкенезии:

-при бросании предмета в даль можно помочь ребёнку удержать позу, придерживая его за плечи сзади;

-выработать стойку; И.П.

Таким образом, дифференцированный подход, используемые приёмы руководства, правильно организованная ИКР позволяет достичь положительных результатов. После проведённой работы по коррекции физических отклонений легче проводить работу по развитию основных движений.

Опубликовано: 28.01
Сертификат о публикации статьи

Источники: http://womanadvice.ru/deti-s-ovz-chto-eto-takoe, http://womanadvice.ru/deti-s-ovz, http://www.pdou.ru/categories/1/articles/1559

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения